Ольмеки
Ольмеками археологи назвали носителей центрально-американской культуры Ла-Венты. Действительная этническая принадлежность этого племени неизвестна. Ольмеки не имели ничего общего с жившим гораздо позже племенем ольмеков-хикаланка, существование которого исторически засвидетельствовано.
В районе южного побережья Мексиканского залива в 1920-е годы археологи обнаружили следы культуры, относящейся к бронзовому веку, в Ла-Венте, Сан-Лоренсо Теночтитлане и Трес-Сапотесе. При этом неизвестно, как называли себя носители этой культуры (или как называли их другие современные им племена).
Во время ацтеков, то есть на 2500 лет позже, эту местность населял народ, который ацтеки называли хуикстотин-ольмеками. В 1929 году Маршалл Говард Сэвилл, директор нью-йоркского филиала Национального музея американских индейцев (фонд Джорджа Густава Хея), впервые применил это название к культуре бронзового века, обнаруженной в вышеупомянутых местах. Однако нет никаких свидетельств того, что ольмеки, жившие во времена ацтеков, действительно являлись потомками тех людей, которые до этого создали так называемую ольмекскую культуру.
Центры этой культуры Ла-Вента, Трес-Сапотес и Сан-Лоренсо Теночтитлан были расположены на южном побережье Мексиканского залива на территории современных штатов Табаско и Веракрус. Высокий уровень атмосферных осадков в этом районе позволял ольмекам круглый год заниматься интенсивным земледелием (выращиванием кукурузы). Однако истоки их культуры следует искать на плато Герреро, а возникла она около 1500 года до нашей эры. Последние важные центры ольмекской культуры были разрушены около 400 года до нашей эры.
Ольмеков неоднократно рассматривали как носителей пракультуры Мезоамерики (Центральной Америки). Изобретение зачатков письменности и календарного летосчисления, а также игры в мяч и сооружение храмовых пирамид в Америке приписываются им. Эта культура оказала влияние на более поздние культуры майя на востоке и сапотеков на западе. Однако в последнее время дискуссия о пракультуре утихла, так как нет достаточных подтверждений того, что ольмеки действительно подчинили своему господству большую территорию. Но на основании иконографического сходства, обнаруживаемого в обширной части Мезоамерики, можно предположить существование торговых отношений, благодаря которым также происходило распространение изобразительных традиций.
Ольмеки были мастерами в области обработки камня. Они создали выдающиеся монументальные скульптуры в виде знаменитых гигантских голов, а также каменные алтари и мелкие фигурки из нефрита. Типичным мотивом этих скульптур является так называемый человек-ягуар, в фигуре которого соединены черты человека и ягуара. Скульптуры в виде гигантских голов поражают смешением негроидных (губы и нос) и монголоидных (глаза) черт лица. В настоящее время предполагается, что эти головы изображают отдельных правителей или других важных людей, но в любом случае являются индивидуальными изображениями.
В 2003 году в городе Сан-Андрес, расположенном на побережье Мексиканского залива, была обнаружена ольмекская цилиндрическая печать c шрифтоподобными символами, датируемая приблизительно 650 годом до нашей эры. Большинство ученых считает, что это еще не настоящая письменность.
Однако еще в 1999 году в Мехико при проведении дорожных работ была случайно обнаружена каменная плита с надписями. Лишь в 2006 году выяснилось, что на этой так называемой плите Каскахал изображены на данный момент самые древние глифы в Новом Свете. По мнению некоторых ученых, глифы представляют собой неизвестную ольмекскую систему письма, которую можно датировать приблизительно 900 годом до нашей эры, и которая имеет все признаки настоящей письменности. Ученым хотелось бы обнаружить на этой плите даже связный текст. 62 глифа, изображенные на плите, состоят из 28 разных символов, 12-килограммовая плита Каскахал состоит из серпентина и имеет размеры 36x31x13 см. Поверхность плиты вогнутая. Это указывает на до сих пор неизвестную, уникальную технику нанесения надписей, при которой написанное несколько раз сбивалось с поверхности, и наносились новые надписи.
В отличие от майя ольмеки не оставили после себя никаких документов, рассказывающих об их мифологии. Поэтому интерпретация их мировоззрения основывается лишь на руинах созданных ими монументов и на сравнении с другими мезоамериканскими культурами. Однако неоспоримо то, что ольмеки оказали влияние на более поздние цивилизации доколумбовой Мезоамерики.
< Предыдущая | Следующая > |
---|