Алеуты
Алеуты – это коренной народ, населяющий Алеутские острова (около 150 островов), расположенные у северо-западного побережья Северной Америки. Название народа происходит от алеутского самоназвания «allithuh», что в переводе означает «община»; кроме того, также существуют региональные самоназвания «unangax», «unangan» или «unanga» («люди побережья»), распространенные на восточных островах архипелага. Название «Алеутские острова», образованное от названия их коренного населения, впервые было предложено в 1827 году Иваном Федоровичем Крузенштерном (Адам Иоганн фон Крузенштерн).
Предполагается, что этот народ происходит от переселившихся из Азии представителей монголоидной расы длинночерепного типа, который в наше время встречается на полуострове Камчатка. Это предположение также подкрепляется сходством их материальных культур.
Предки алеутов заселили этот архипелаг с Аляски приблизительно 4000 лет назад (палео-алеутская культура) и впоследствии распространились в западном направлении по всей цепи островов протяженностью 1700 километров. Заселение Алеутских островов завершилось в середине 1-го тысячелетия до нашей эры.
Однако согласно собственным преданиям алеутов, они населяют острова уже 9 тысяч лет и произошли от 3 народов, состоявших из разных племен, жизнь которых была связана с морем. Это предание подтверждается радиоуглеродной датировкой отдельных скелетов, обнаруженных на острове Анагула, поэтому предполагается, что была еще одна, более ранняя, волна заселения, которая, правда, похоже, не нашла антропологического отражения в более поздних представителях этого народа.
Судя по всему, около 1000 года нашей эры произошла третья волна миграции, которая могла прийти из Азии или явилась следствием переселения групп эскимосов с востока на запад, так что 3 мифических племени, о которых утверждают сами алеуты, могли представлять 3 цикла этой миграции. Доказательством этой теории является прежде всего новая материальная культура, главным образом полированные изделия из сланца, которые и в более ранний период уже были типичны для культуры Туле прибрежных арктических областей Северной Америки от территории между полуостровом Лабрадор и Аляской до Чукотского моря.
Алеуты, культура которых приобретала всё большую связь с морем, очень рано изолировались от остальных арктических культур материка. В период с 2500 по 1900 годы до нашей эры они полностью отделились от материковых эскимосов и унаследовали от них раннюю микролитическую технику, представленную сложными многокомпонентными инструментами. С самого заселения островов около 2000 года до нашей эры и до пришествия первых европейцев в 18-м веке алеуты сохраняли неизменный образ жизни и владели богатой техникой обработки камня и костей.
Этот народ развил свою собственную культуру и разговаривает на собственном языке (Unangam Tunuu) с 3 диалектами, один из которых, аттуанский (attuan), практически полностью исчез в конце 20-го века. К 3 основным диалектным группам алеутского языка относятся восточно-алеутская, атканская и аттуанская диалектные группы. В свою очередь внутри восточно-алеутской группы существуют свои поддиалекты на островах Уналашка, Белковский, Акутан, Кашега и Никольский, а также на островах Прибылова. Правда, на диалекте, используемом на островах Прибылова, говорит больше алеутов, чем на всех остальных диалектах алеутского языка вместе взятых. Вымерший к настоящему времени аттуанский язык был отдельным диалектом, имевшим черты влияния как атканского, так и восточно-алеутского диалектов. При этом во всех диалектах прослеживается лексическое влияние русского языка. А в диалекте, на котором разговаривают алеуты, населяющие остров Купер, к тому же прижилось множество русских окончаний.
Алеутский язык является близкородственным эскимосским языкам, поэтому в 1987 году американский лингвист Джозеф Гринберг объединил эти языки в общую эскимосско-алеутскую языковую группу, одну из трех больших языковых групп Америки (две другие языковые группы – это на-дене и америндская).
Поскольку жизнь алеутов проходила в суровых природных условиях, у них развилась превосходная способность к адаптации. Их важнейшим охотничьим угодьем было море с населявшими его рыбой и морскими млекопитающими. Для их добывания алеуты придумали многоместные гребные лодки, байдарки. Из морских млекопитающих они охотились главным образом на морских котиков, морских львов и морских выдр. На зиму они собирали яйца морских птиц, большие колонии которых гнездились на островах архипелага. В некоторых регионах алеуты охотились на северных оленей и медведей. Однако к предметам их материальной культуры относились не только охотничьи трофеи (шкуры животных), но и сплетенные из травы циновки, сумки и корзины. Типичными были головные уборы, которые часто имели коническую форму. Жир морских млекопитающих и вяленая рыба хранились в пузырях, изготовленных из желудков морских львов.
Характерным для общественного уклада алеутов было совместное проживание нескольких семей в больших строениях полуподземного типа (барабарах). Их деревни первоначально располагались на берегу моря, в местах, удобных для причаливания байдарок, и к тому же находящихся рядом с источниками пресной воды. Важную роль в выборе местоположения деревни играла её обороноспособность, так как постоянно существовала угроза нападения соседних племен. После прибытия русских в 18-м и 19-м веках междоусобные войны прекратились, и с тех пор деревни стали основываться в устьях рек, где можно было промышлять ловлей лосося во время его ежегодной нерестовой миграции.
Деревни обычно состояли из родственных друг другу семей. При этом один вождь мог править сразу несколькими деревнями на одном острове, но в истории этого народа не было ни одного вождя, который бы правил всеми Алеутскими островами или хотя бы несколькими из них. Власть вождя обычно наследовалась по мужской линии. Своих военнопленных алеуты использовали в качестве рабов. Поскольку социальная структура алеутов была рано разрушена, сведений о ней относительно мало. Тем не менее, известно, что их общественная иерархия была практически полностью матриархальной. При этом параллельно существовали моногамия и полигамия, ориентированные на хозяйственную состоятельность мужчины. Однако, как это часто случалось в критических в хозяйственном отношении природных условиях, существовала и полиандрия. Женщины и мужчины пользовались практически равными правами.
Для религии алеутов характерным был шаманизм, и шаманы обладали большой значимостью и властью, как и у сибирских народов и эскимосов (инуитов). При погребениях использовалась мумификация, а в гробницу с умершим опускались различные предметы. Кроме того, типичными для алеутов были обряд посвящения, амулеты, культ предков и вера в духов.
Алеутские острова и их жители были открыты в 1741 году российскими мореплавателями Витусом Берингом и Алексеем Чириковым. Со второй половины 18-го века в условиях начавшейся колонизации местное население стало сокращаться, и приблизительно с 30-х годов 19-го века, несмотря на начавшуюся социальную поддержку со стороны Российской империи, начался упадок общественной жизни и культуры Алеутских островов по причине коренных изменений в жизненном укладе алеутов. С уходом русских ситуация только ухудшилась. Во второй половине 20-го века численность алеутов сократилась с 25 000 до 2500 человек.
В годы Второй мировой войны Япония и США начали борьбу за Алеутские острова, в ходе которой японцы оккупировали острова Атту и Киска. После этого американцы вновь отвоевали их. При этом жителей этих островов принудительно переселили в южные части Аляски, а их деревни и имущество были разрушены. Лишь долгое время спустя некоторым алеутам было разрешено вернуться. Правда, их древняя культура и общественный уклад были окончательно разрушены, так что к настоящему времени сохранились лишь их остатки.
Как и индейцы, этот народ долгое время был ущемлен в своих правах, так как до 1966 года алеуты считались объектом опеки Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США, т.е. практически особым видом животных. И лишь в 1966 году Конгресс США предоставил им основные гражданские права.
< Предыдущая | Следующая > |
---|