Хатты
Хатты – древнегерманский народ, населявший главным образом долины рек Эдер и Фульда, а также верховье реки Лан, что большей частью соответствует территориям современных областей Нижний и Верхний Гессен, Северный Гессен и части Центрального Гессена. Название федеральной земли Гессен (нем.: Hessen, т.е. «земля гессов») является более поздним искаженным вариантом названия «Хаттен» (нем.: Chatten, что означает «земля хаттов»). После 15-го века нашей эры центральной областью расселения хаттов являлись равнина Фритцлар-Ваберн, Кассельская котловина, а также Западногессенская низина вплоть до Гиссенской котловины.
Происхождение этого народа до сих пор почти полностью скрыто завесой тайны, хотя согласно последним исследованиям хатты, представлявшие собой незначительное и малочисленное племя, около 10 года до нашей эры пришли в область верхнего и среднего течений реки Лан, где поселились по соседству с племенем свевов, которые господствовали в Нижнегессенской низине. С созданием в Богемии государства маркоманов при вожде Марбоде (в 3 году до нашей эры) произошел отток групп эльбско-германского (свевского) населения из Северного Гессена. Одновременно с этим начался приток в эту область новых групп, связанных с рейнско-везерской германской культурой, вероятнее всего хаттов, которые заполнили возникший там вакуум власти. При этом в отличие от оседлого местного населения численность новых поселенцев могла ограничиваться всего несколькими сотнями вооруженных мужчин, а также членами их семей. Именно этот родовой союз, рассматривающийся в науке как «ядро хаттских традиций», предположительно сыграл важную роль в этногенезе всего племени хаттов, так как под его верховенством также оказались проживавшее в Северном Гессене дохаттское кельтское население позднелатенского периода и оставшиеся здесь свевы.
Археологические находки позволяют сделать вывод о том, что в конце 2-го века нашей эры, в период Маркоманской войны, произошел новый приток групп эльбско-германского населения, однако оценить его масштабы пока сложно. Также остается неизвестным, происходило ли формирование народа хаттов мирным или военным путем. Правда, следы пожара на многочисленных находках из предполагаемой области расселения свидетельствуют о разрушениях, которые, однако, могли быть и не широкомасштабными. Но при этом коренное население не было изгнано полностью, а лишь сильно сократилось и продолжало проживать на своих прежних территориях, на что указывают признаки непрерывной заселенности городища Гайсмар (Geismar) с раннеримского периода до эпохи раннего средневековья.
Когда в 39 году до нашей эры убии, проживавшие в низовье реки Лан и в горах Вестервальд, были переселены римским полководцем Марком Випсанием Агриппой на левобережье Рейна, хатты с согласия римлян временно завладели их землями. В то время область их расселения могла располагаться еще не в Северном Гессене, так как территория от среднего течения Рейна до Фульды была бы просто слишком большой для пока еще слишком малочисленного и политически малозначимого племени. К тому же неясно, какую роль сыграли хатты в разрушении возможно убийского оппидума (города-крепости) на горе Дюнсберг (около 11-10 года до нашей эры). В 11 году до нашей эры они вступили в конфликт с сигамбрами, поскольку отказались заключить союз с ними в борьбе против Рима. Предполагается, что причиной отказа явился договор хаттов с римлянами, который обязал их защищать границу Рейна от посягательств групп свевов, а взамен позволил им завладеть землями убиев на правобережье этой реки. Согласно предположению о том, что римляне вынашивали планы по захвату Древней (Великой) Германии, они еще в 10 году до нашей эры покинули территорию, ранее принадлежавшую переселенным убиям, и мигрировали к сигамбрам. После того, как в 4 году нашей эры Тиберий, являвшийся главнокомандующим на Рейне, депортировал сигамбров на левобережье Рейна, изменилась картина заселения и его правобережья. На отныне обезлюдевших территориях, располагавшихся, например, в долине низовья реки Лан, теперь обосновались тенктеры и узипеты, став непосредственными соседями хаттов.
< Предыдущая | Следующая > |
---|