Лидийцы
Лидийцы – это народ, живший в Лидии, области на западе Малой Азии, и разговаривавший на собственном, лидийском языке, который относился к анатолийской группе индоевропейской языковой семьи.
Специалисты по истории языков и археологи до сих пор продолжают споры по поводу теории о том, что, судя по возникновению языка, этот народ появился чуть ли не в 20-м веке до нашей эры. По всей вероятности, самостоятельная лидийская культура просуществовала, по меньшей мере почти до начала нашей эры, что последний раз было подтверждено в сохранившихся до наших дней записях древнегреческого географа и историка Страбона, сделанных им в городе Кибира на юго-западе Малой Азии около 1-го века до нашей эры.
Столицей Лидии был город Сарды, или Сфарда. Зарегистрированная история государственности лидийцев прослеживается с конца бронзового века и охватывает 3 династии. Это государство достигло своего наивысшего могущества в течение 7-го и 6-го веков до нашей эры, то есть в период, который совпал с ослаблением соседней Фригии, находившейся к северо-востоку от него.
Лидия резко утратила свое могущество в связи с падением её столицы после битвы на Галисе в 585 году до нашей эры и поражением лидийцев, которые были разбиты Киром II Великим в 546 году до нашей эры.
Обнаруженных до сих пор исторических свидетельств об этом народе недостаточно; сведения о нём основаны главным образом на запутанных свидетельствах древнегреческих писателей.
Гомер называл лидийцев меонами (Meiones), упоминая их среди союзников троянцев во время Троянской войны, и хотя производные названия Меония и меонийцы, появившиеся в бронзовом веке, иногда использовались как эквивалент названий Лидия и лидийцы, некоторые авторы того времени проводили различие между этими названиями.
Геродот пишет, что лидийцы «были первыми из людей, чеканившими и использовавшими золотые и серебряные монеты». Поскольку речь шла особенно о монетах из самородного электрума, сплава золота и серебра, некоторые нумизматы считают, что чеканка монет зародилась именно в Лидии.
Обнаруженные до сих пор тексты на лидийском языке немногочисленны и обычно являются короткими по содержанию, однако тесная связь, поддерживаемая между ведущими специалистами в области анатолийского языкознания, обеспечивает постоянный прогресс в их переводе, при этом постоянно обнаруживаются всё новые надписи и свидетельства, и регистрируются всё новые слова. Тем не менее, до настоящего прорыва в понимании лидийского языка, судя по всему, ещё далеко.
Имеющиеся в настоящие время тексты датируются периодом приблизительно с середины 7-го по 2-й века до нашей эры, что заставило одного ученого прийти к выводу о том, что «письменность у лидийцев появилась рано, но [судя по имеющимся источникам, похоже, что] писали они немного».
Целый ряд религиозных концепций лидийцев, таких как культ богини плодородия Коры, культ змеи и быка, культ бога грома и дождя и другие культы, вполне можно отнести к раннему бронзовому веку. Однако реконструировать религию и мифологию этого народа сложно, так как в течение более чем тысячелетия, с бронзового века до классического периода, происходили взаимный обмен (заимствования) и контакты с религиозными концепциями древних греков. Согласно утверждениям археологов, исследующих Лидию, греческая богиня Артемида (Артиму) и бог Аполлон имеют сильно выраженные анатолийские черты, а богиня Кибела-Рея, мать олимпийских богов, и бог Дионис (Баки) и вовсе заимствованы греками у жителей Малой Азии, в то время как и в Лидии, и в Карии, бог Левс сохранил основные черты заимствованного у греков Зевса, причем и лидийцы, и карийцы использовали оба названия этого бога.
Среди других богов лидийского пантеона, о которых до сих пор известно относительно мало, можно назвать Сантая, спутника Кивевы (Кибелы) и иногда героя, сожженного на костре, а также Маривду, которая ассоциировалась с темнотой.
Косвенные сведения об истории Лидии содержатся в произведениях античных писателей. Так, согласно рассказу Овидия, Ниоба, дочь Тантала и Дионы и сестра Пелопа и Бротея, когда ещё жила в Лидии (Меонии) на земле своего отца рядом с горой Сипил, была знакома с одной лидийской женщиной по имени Арахна. Эти персонажи, имена которых совпадают с именами мифических персонажей, могли иметь отношение к темным временам правления полулегендарной династии Атиадов или Танталидов, то есть приблизительно ко времени становления лидийской нации из некоего пранарода или из идентичных ей долидийских меонийцев и лувийцев.
Также существует несколько рассказов о династии Тилонидов, которая правила после династии Атидов и/или Танталидов, а также легенда о периоде правления последней лидийской династии Мермнадов, повествующая о Кольце Гига, о последующем восшествии Гига на трон Лидии вместо царя Кандавла и основании им новой династии. И всё это – в полном смысле слова лидийские предания, лишь пересказанные Геродотом, который мог заимствовать свои сюжеты у историка Ксанфа, лидийца, описавшего историю этой страны в том же веке чуть раньше Геродота.
Некоторые выражения на лидийском языке были общеупотребительными в древнегреческом и латинском языках, и в «Адагиях» Эразма Роттердамского имелась целая подборка этих выражений с подробным толкованием.
< Предыдущая | Следующая > |
---|